Креативный предметный дизайн
17–25 октября московские дизайнеры впервые примут участие в Голландской неделе дизайна. Европейской общественности будет презентован национальный мультибренд Made in Russia, который в совокупности с культурными и ремесленными традициями, инновационным и креативным потенциалом региональных систем дизайна формирует ДНК современного российского дизайна.
О том, как идет подготовка к этому статусному мероприятию, с какими проблемами сегодня сталкиваются игроки этой индустрии рассказывает председатель Гильдии производителей, поставщиков и специалистов индустрии дизайна при Московской торгово-промышленной палате, директор Ассоциации специалистов предметного дизайна Анастасия Крылова.
ДНК национального бренда
– Анастасия Игоревна, в 2017 году вы возглавили Ассоциацию специалистов предметного дизайна (АСПД). Можно сказать, что это еще совсем молодая организация. В то же время три года – срок, который позволяет объективно оценить результативность первых реализованных проектов, очертить круг наиболее активных членов ассоциации, назвать партнеров, поддерживающих инициативы вашего сообщества…
Итак, что же такое предметный дизайн и почему ему придают настолько большое значение, что даже было решено создать профессиональное объединение?
– Начиная разговор о предметном дизайне, надо обязательно отметить, что современные трактовки определяют само понятие «дизайн» как нетехнологическую сторону инноваций. Исходя из этого, я назвала бы нашу деятельность генерацией креативных идей и оригинальных разработок, включающей принципы инжиниринга и промышленного дизайна. Конечная цель этого творческого процесса – создать и вывести на рынок новые продукты и изделия.
Предметный дизайн связан с интерьерным бизнесом: мы производим современные отделочные материалы, создаем предметы домашнего обихода, системы освещения, мебель и многие другие вещи, которые выполняют функции, полезные для человека.
Как вы верно заметили, три года назад мы предложили дизайнерам, архитекторам, декораторам и другим профессионалам, участвующим в создании и развитии «культуры предмета», объединиться в Ассоциацию специалистов предметного дизайна, чтобы вместе работать над дальнейшим формированием нашей индустрии и укреплением ее организационной инфраструктуры, сообща формировать единую политику и эффективно, цивилизованно отстаивать свои позиции в условиях рыночной экономики.
– Что на сегодняшний день можно отметить в качестве главных достижений АСПД?
– Для взаимодействия с органами власти мы учредили правовую площадку при Московской торгово-промышленной палате (МТПП) – Гильдию производителей, поставщиков и специалистов индустрии дизайна. Считаю это событие отправной точкой нашей GR-стратегии, направленной на лоббирование интересов отрасли в Минпромторге России, департаментах правительства города Москвы, Агентстве стратегических инициатив и региональных структурах власти.
Официальный статус представителя МТПП помогает нам быстрее и качественнее решать многие организационные вопросы. Например, проведение мероприятий вне Москвы. Сейчас под эгидой нашей ассоциации разрабатывается «политическая карта» дизайна Russian Design Policy Map c указанием основных экосистем дизайна в рамках разных федеральных округов.
В 2019 году мы провели фестивали предметного дизайна в Самаре и Новосибирске, осуществив позиционирование креативных брендов Made in Volga и Made in Siberia на рынке внутреннего и внешнего туризма. Всю страну охватить мы пока не можем, да и в настоящее время, исходя из нынешней действительности, не ставим таких целей. Но даже такая «точечная экспансия» позволила нам начать формирование федеральной сети дизайнерских кластеров. В целом мы рассматриваем «локальный системный дизайн» как драйвер развития отдельного региона и территориального брендинга, а в глобальном смысле – как неотъемлемые «колоритные» ДНК общего национального бренда Made in Russia.
Фактор пандемии заставил нас активнее взяться еще за одно новое направление – создание доступных дистанционных сервисов для специалистов предметного дизайна. В декабре 2019 года совместно с одним из наших партнеров – Национальным координационным центром обработки транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности (Ассоциацией IPChain) мы начали разработку цифровой экосистемы для работы с результатами интеллектуальной деятельности. В ближайшее время она начнет действовать на базе портала www.russiandesigncouncil.org.
Честно скажу, мы делаем большую ставку на этот ресурс. Думаю, что посредством этого инструмента сможем решать большую часть задач, которые до этого реализовывались в формате классических event-мероприятий.
– Насколько сложно вступить в ассоциацию? Кто может стать ее членом? На каких условиях принимаете новичков?
– Мы – некоммерческая корпоративная организация, которая основана на добровольном членстве граждан и юридических лиц. То есть вступить в нашу ассоциацию может любой желающий специалист, связанный с индустрией дизайна. Условия доступные. Скажем, ежегодные взносы индивидуального дизайнера составляют 5 тысяч рублей, а компании со штатом до 10 человек – 50 тысяч. Для студентов вузов и дизайнерских школ членство бесплатно.
Добавлю, что на период карантина, действующего из-за коронавируса, членские взносы мы временно не взимаем.
– Какой набор административных и творческих инструментов ассоциация представляет дизайнерскому сообществу?
– Предлагаем обмен опытом и получение новых знаний, обучение специалистов, профессиональную экспертизу идей и проектов, помощь в привлечении капитала. Помимо этого мы помогаем нашим коллегам продвигать свои услуги и продукты через специальные сервисы АСПД, отраслевые выставки, каталоги и конкурсы, а также поддерживаем в переговорах с российскими и зарубежными партнерами.
С этого года будут предусмотрены персональные пакеты цифровых услуг. В частности, возможность для членов АСПД бесплатно депонировать на нашем ресурсе 365 своих авторских работ.
К сожалению, проблема копирования авторских работ и проектов в нашей индустрии стоит очень остро. Прямое копирование преследуется по закону. Но есть еще такое понятие, как styling, которое допускает переработку сторонних идей. Существует другой термин – «авторская интерпретация»… В каждом отдельном случае надо скрупулезно разбираться, чтобы понять, нарушены ли права конкретного дизайнера, и если да, то как сильно.
В условия «бескультурья»
– Как пониманию, таких историй достаточно. Особенно если учесть, что большинство своих проектов специалисты предметного дизайна представляют на открытых конкурсах и выставочных мероприятиях. Образно говоря, то, что автор придумывал месяцами, а иногда и годами, в одночасье становится доступным широкому кругу пользователей.
– Да, недобросовестных «творцов» хватает. Например, недавно активно обсуждался инцидент о нарушении авторского права предметных дизайнеров со стороны одного из столичных аэропортов.
Согласитесь, не у всех есть финансовые возможности нанимать крепких, квалифицированных юристов для судебных разбирательств с большими публичными компаниями. Поэтому до недавнего времени местом отстаивания интересов дизайнеров были, главным образом, специализированные интернет-форумы и соцсети. Безусловно, фактор общественного мнения тоже работает. Но, по правде говоря, этот процесс больше походит на бесконечные перепалки.
И это – только одна сторона застаревшей системной проблемы. Многие дизайнеры в принципе не понимают или не хотят разбираться, как устроен механизм правового регулирования в нашей отрасли. Из-за такого правового нигилизма они приостанавливаются в своем творческом росте, боятся отправлять новые работы на конкурсы или участвовать в престижных выставках. Выход находят, как правило, за счет друзей или знакомых производителей. Но эти непрозрачные коммуникации, как вы понимаете, тоже несут определенные риски и значительно удлиняют путь к общественному признанию.
Мы рассчитываем, что ситуация кардинально изменится при поддержке Ассоциации IPChain, в партнерстве с которой мы начали формирование цифрового пространства доверия. С начала года идет системный анализ и учет обращений наших членов о нарушениях их интеллектуальных прав. Рассчитываем, что в дальнейшем, когда пользователи получат доступ ко всем инструментам цифрового сервиса, работа по защите авторов, скажем так, автоматизируется.
Надо предоставить пострадавшим авторам доступ к нужным кнопкам, и тогда официальные претензионные письма на бланках АСПД десятками, сотнями начнут уходить в адрес недобросовестных производителей и их подрядчиков. Уверена, эти прецеденты быстро вернут порядок взаимоотношений между заказчиками и исполнителями в правовое поле, и мы наконец начнем формировать культурную отраслевую среду.
В офлайне мы делаем большую ставку на форум IP Design Day. Совместно с Роспатентом, Ассоциацией IPChain и Федерацией интеллектуальной собственности мы планируем реализовать этот проект в следующем году. Без преувеличения, это первое масштабное мероприятие, на котором вопросы развития института интеллектуальных прав в индустрии дизайна будут рассматриваться на федеральном уровне с участием лидеров профессионального сообщества.
Цифровой двойник
– Анастасия Игоревна, в начале нашего разговора вы анонсировали запуск портала www.russiandesigncouncil.org. Расскажите о его возможностях.
– Мы называем свой сервис экосистемой и надеемся, что он станет цифровым двойником индустрии российского дизайна. При его разработке учитывался опыт наших коллег из Германии, Англии и Сингапура, где под эгидой национальных агентств уже созданы и успешно действуют подобные ресурсы. Рассчитываем, что наша платформа объединит все дизайнерские организации России.
Технологии блокчейна, на которых создан russiandesigncouncil, позволяют депонировать и защищать объекты интеллектуальной собственности в цифровой среде с указанием данных авторов и соавторов, подробным описанием идеи, используемых материалов и многих других параметров. При необходимости можно будет сразу генерировать официальные свидетельства об этой процедуре и направлять обидчику из «личного кабинета» в качестве, так сказать, первого предупреждения. Если же по-хорошему договориться не получается, то с помощью сервиса «Обратиться к юристу» формируется бланк дистанционного запроса юридической помощи.
Сервис «Демонстрация под защитой» позволяет отправлять организаторам конкурсные работы, предварительно зарегистрированные в сети IPСhain, или демонстрировать заказчикам эксклюзивные проекты и концептуальные идеи с автоматической фиксацией даты и времени просмотра. То есть активировать присланную ссылку, выражаясь по-старому, сломать сургучную печать заказного письма, изучить содержимое, вежливо отказаться от сотрудничества, а со временем по-тихому воспользоваться чужой авторской задумкой будет невозможно.
Рассчитываем, что уже к концу нынешнего года число пользователей нашей экосистемы достигнет 10 тысяч. Уверена, она станет особенно востребована среди региональных специалистов.
К статусу столицы мирового дизайна
– Осенью минувшего года российские специалисты представили свои работы на Пекинской неделе дизайна (Beijing Design Week). По словам вице-президента Московской торгово-промышленной палаты Сурена Варданяна, одним из главных лоббистов этой творческой поездки стала именно АСПД.
– Одна из стратегических задач нашей ассоциации – участие в формировании национальной политики в сфере дизайна. В том числе на международном уровне. Для этого необходимо участвовать в ключевых мероприятиях мировой отрасли предметного дизайна. Причем от имени государственных структур. Только так, как показывает практика, можно выстроить крепкие рабочие связи между зарубежными городами или странами, расширить деловые и культурные связи, а в конечном счете увеличить экспортные мощности страны.
Сегодня даже самые малоразвитые страны разворачивают национальные экспозиции на Пекинской, Парижской, Лондонской и других неделях дизайна. Франция снимает для проведения таких выставок многоэтажные особняки, Голландия – целые кварталы… К сожалению, за те 20 лет, что я посещаю подобные мероприятия, ни разу официально не выставлялся российский павильон – только разрозненные стенды частных российских компаний. Этого, конечно, недостаточно.
В Китае состоялась международная премьера московской индустрии дизайна с официальным выставочным проектом и конкретной бизнес-миссией. Без всякого пафоса, это – историческое для нашей индустрии событие.
Московский павильон дизайна получился ярким и оригинальным. Концептуально мы представили Россию в виде Красной планеты – непознанного человечеством Марса. Нам удалось показать разнообразие национального дизайна и его стремление соединить будущее и прошлое. Главную тему русского Марса органично дополнили шоколад «Аленка», кубанские вина, уникальные туристические особенности сочинского курорта «Роза Хутор» и многие другие эксклюзивные продукты.
Реализация проекта Moscow Design Pavilion в Пекине еще раз подтвердила актуальность сотрудничества между двумя странами и важность проведения международных миссий в области дизайна на регулярной и двусторонней основе.
– Насколько этот опыт оказался полезным для самой ассоциации, а также в целом для отечественной креативной индустрии?
– Beijing Design Week позиционирует лучшие мировые и локальные бренды. Событие ежегодно привлекает более 20 тысяч знаковых архитекторов, интерьерных дизайнеров, девелоперов, гостиничных сетей, ритейлеров и байеров со всего мира. Китайское коллеги стремятся представить самые последние тренды в области дизайна мебели, света, декора и текстиля, новые материалы и концептуальные инсталляции.
Безусловно, быть в гуще таких событиях очень важно. Но я еще раз хочу отметить, что, впервые отправляясь в Китай, мы сформировали для себя и долгосрочные миссионерское цели – не только достойно представить свой экспозиционный проект на престижном мировом форуме, но и инициировать векторный проект позиционирования столичных креативных индустрий в Азии «Москва – город-гость Пекинской недели дизайна 2021» (Moscow BJDW Guest City 2021), который позволяет Москве получить право проведения своего мини-фестиваля в рамках будущей недели дизайна.
Эта миссия – важный шаг к еще одной репутационной вершине, которую мы должны взять: добиться признания Москвы столицей мирового дизайна. Напомню читателю, что проект World Design Capital был запущен Международным советом предприятий промышленного дизайна (ICSID) в 2008 году. ICSID пропагандирует этот сегмент креативной экономики как эффективный инструмент, с помощью которого городскую среду можно сделать более комфортной и прибыльной. Раз в два года члены Международного совета называет новую столицу мирового дизайна. В 2016-м ею стал главный город Тайваня Тайбэй, в 2018-м – Мехико, а в нынешнем году столицей мирового дизайна определен французский Лилль.
– Каковы шансы Москвы стать мировой столицей дизайна? А главное, как в дальнейшем выстраивать внутреннюю и внешнюю деятельность российского дизайн-сообщества, чтобы этот высокий статус не только был достигнут и признан международными институтами дизайна, но и сохранялся на протяжении максимально долгого времени?
– К сожалению, пандемия внесла коррективы в наши планы. Но мы ни в коем случае не отказываемся от своей международной стратегии. Чтобы не терять набранного темпа, решили в этом году участвовать в Голландской неделе дизайна, которая впервые пройдет в онлайн-формате. Для нас особенно важно и показательно, что и этот проект получит поддержку Московской торгово-промышленной палаты.
У нас будет несколько видеомостов, в ходе которых решено представить национальный мультибренд Made in Russia. Концепция строится на позиционировании региональных дизайнерских кодов. Их единая связка, на мой взгляд, и формирует ДНК современного русского дизайна. Начинать будем с Москвы (Moscow Design Code), Поволжья (Volga Design Code), Карелии (Karelian Design Code) и Сибири (Siberian Design Code).
На наш взгляд, пошаговая реализация намеченной дорожной карты позволит перейти к более активному использованию дизайна в различных отраслях: от производства до государственного администрирования. Признание со стороны зарубежных партнеров, узнаваемость российских брендов и повышение их конкурентоспособности имеют важнейшее значение для экономического развития наших городов, регионов и страны в целом.
Укрепить эти позиции может и более активная целевая поддержка со стороны государства, которое должно создавать условия для формирования и эффективного функционирования инфраструктуры отечественного дизайна.
Русский дизайн – наше национальное достояние. И мы обязаны сделать все возможное, чтобы уникальный мультибренд «Сделано в России» гордо демонстрировался на всех континентах планеты.