Откуда есть пошли слова креативные...
Индустрия культуры
В 1947 году немецкие философы и социологи М. Хоркхаймер и Т. Адорно опубликовали совместную работу «Диалектика просвещения», в которой впервые обосновали понятие «Индустрия культуры» (cultural industry). Гениальные мыслители своего времени подвергли жесточайшей критике зарождавшийся после Второй мировой войны «промышленный аппарат по производству единообразных, стандартизированных новинок в сферах искусства, живописи, литературы, кино».
Синтез противоречивых по своей природе понятий «культура» и «индустрия» объяснялся новым этапом развития рыночной экономики и технологического производства, который позволил тиражировать и предлагать массовому потребителю произведения культуры в качестве широкодоступного товара.
«Набат» Хоркхаймера и Адорно о «дегуманизации культуры» получил обратный эффект – к изучению их работы подключились практики-прагматики и развили их философский тезис до уровня новой экономической политики, ставшей предвестницей концепции «креативных индустрий» и «креативной экономики».
Политика культурных индустрий получила быстрое развитие при поддержке чиновников, экономистов и бизнесменов. Прежде всего ее поддержали руководители высшего государственного звена, которые увидели в ней основу для формирования первой постиндустриальной структуры занятости – туристической индустрии, а следом и многих других. Автоматизация производств, рутинных функций могла породить социальный взрыв – и именно модификация системы занятости людей, медленный, но необходимый процесс стал основным мотивом государственных властей по поддержке творческих индустрий.
В свою очередь, бизнесмены, капиталы которых крепко потрепала война, увидели новый вид заработка в виде участия в крупных государственных и региональных проектах по коммерциализации музеев, театров, выставок и других отраслей культуры, которые традиционно субсидировались государством.
Губернаторы и мэры рассмотрели в культурной индустрии новый инструмент извлечения дополнительных местных налогов.
В 80–90-е годы минувшего века политика культурных индустрий приобрела характер глобального тренда: ее приняли на вооружение в Европе, Америке, Азии и даже в территориально обособленной Австралии. Особенно ярко это проявилось в доселе невиданной конкуренции государств за проведение всемирных выставок и фестивалей, встреч лидеров «большой семерки», саммитов уровня АТЭС и, конечно, Олимпийских игр и чемпионатов мира по футболу.
Помните знаменитое мутковское «Лет ми спик фром май харт»? Остается только догадываться, как долго пришлось учить Виталию Леонтьевичу свою легендарную речь, но заветный результат был достигнут. За кулисами спортивной политики до сих пор ходят слухи, что наша страны завоевала право на проведение мундиаля в том числе благодаря «русскому английскому» нашего спикера: мол, руководители ФИФА были готовы на все, лишь бы впредь не слышать «сердечный» непереводимый спич.
Оставив шутки, отметим в свете рассматриваемого вопроса еще три важных момента, о которых более подробно пойдет речь ниже:
• в начале 2000-х годов новая индустрия разделилась на два сектора – классический культурный, субсидируемый государством, и креативный, где доминируют экономический эффект и возможность коммерциализации, хотя грань между ними стирается все больше и больше;
• новая экономическая модель активнее развивалась в тех индустриях, которые были наиболее развиты в крупных городах, обеспечивающих концентрацию «критической массы талантов»;
• ключевая особенность товаров и услуг культурной индустрии – возможность их повторного потребления и необходимость обязательного контроля за соблюдением интеллектуальных прав и их сильной, проактивной защиты.
Подытоживая очередной мини-экскурс, попробуем вывести следующее определение:
Индустрия культуры – это глобальная система производства культурных развлечений посредством современных технологий в интересах массового потребителя.
Индустрия культуры создает и коммерциализирует идеи и творческие продукты, выраженные в объективной форме, которые охраняются как минимум авторским правом и могут принимать форму товара или услуги или воплощаться в них.
Индустрия культуры обеспечивает массовое распространение типовых произведений культуры и искусства, выполненных по стандартным технологиям в широкодоступных формах.
Креативность – «Откуда есть пошли слова креативные…Часть 1».
Креативный класс – «Откуда есть пошли слова креативные… Часть 3».