Откуда есть пошли слова креативные...
«Креативная индустрия», «креативная экономика», «креатосфера» – эти и другие понятия, объединенные заимствованным у англичан словом «creativity», давно вошли в наш привычный лексикон. Но многие ли знают истоки этих модных словосочетаний? Многие ли смогут коротко и доходчиво их растолковать?
Почти полвека теоретики и практики пытаются прийти к единой терминологии, дающей четкое определение граням интеллектуальной деятельности человека, лежащим на стыке творчества и экономики. Однако сделать это пока не получается в силу различий заимствованных слов или их сочетаний в переводах с одного языка на другой, «западной» и «восточной» трактовок материального и нематериального, национальных особенностей законодательных актов.
Попробуем проследить историю «коммерциализации интеллектуального творчества», адаптировать расхожие иностранные определения под родную этимологию и без претензии на исключительность составить свой универсальный словарь креативной экономики.
Креативность
Понятие «креативность» пришло к нам из английского языка и у его носителей идентично трактуется со словом «творчество». Уже здесь в сознании нашего человека начинаются смысловые расхождения: в русском языке «творчество» связывают больше с созданием «духовных» продуктов (художественное творчество), а креативность чаще ассоциируют с новизной, изобретательностью и мастерством (техническое творчество). Скорее всего это связано с тем, что слово «творчество» не является заимствованным из иностранного лексикона и изначально употреблялось, как правило, в сочетании со словом «народное (национальное)».
Американский психолог Э. П. Торренс, которого называют отцом современной теории творчества, определил понятие creativity как «процесс появления чувствительности к проблемам, дефициту или дисгармонии имеющихся знаний», который вынуждает человека искать оптимальный способ их решения.
Создатель «гуманистической психологии» А. Маслоу полагал, что креативность – это «творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания и сохраняемая лишь избранной группой носителей высших достижений».
Автор теории креативного класса Р. Флорида, в свою очередь, уточняет: «Креативность является источником новых технологий, новых индустрий, нового преуспевания и многих других экономических благ». Флорида также делит людей творческих на две группы: первые обладают преимуществами отражать в своих произведениях окружающий мир («творческая энергия отражения»), вторые – не только отражать, но и преобразовывать мир («творческая энергия преобразования»).
А вот как трактуют «креативность» наши соотечественники – доктора экономических наук А. А. Степанов и М. В. Савина: «Посредством креативности открываются совершенно новые, кажущиеся на первый взгляд абсурдными и в то же время рациональные связи. Креативность проявляется в активизации творческого потенциала человека, его способности творчески подходить к генерированию идей и решению проблемных ситуаций».
Отметим, все эти цитаты – лишь короткие выдержки из больших научных работ. Если углубиться в эти материалы, то можно найти авторские теории даже о типовом делении креативности: культурная, научная, экономическая, технологическая и т.д.
Чтобы излишне не перегружать наше исследование академической терминологией, разбавим научно-теоретическую палитру позицией мастеров художественного слова.
Известный современный писатель Григорий Чхартишвили (псевдонимы – Борис Акунин, Анатолий Брусникин, Анна Борисова) посвятил интересующему нас феномену роман «Креативщик». Умный и проницательный герой этого произведения вначале предстает перед читателем в роли старичка, который расхаживает по сегодняшнему Санкт-Петербургу, беседует с прохожими и умело входит в доверие к любому слушателю, независимо от его возраста, пола, статуса: «Бродит по Питеру загадочный «человек-альбинос», эдакий мелкий бес, и рассказывает встречным занимательные истории о жизни и смерти, всякий раз меняя свой облик и представляясь по-разному».
В следующей истории «креативщик» проживает жизнь сценариста, пишущего пьесу о сталинских временах. Затем создает реалити-шоу для телевидения… С каждой новой встречей питерский старичок чудесным образом молодеет и меняется внешне, под конец романа превращаясь в подростка…
Наиболее полная и системная теория творчества сформирована российским инженером-механиком и популяризатором технических новинок, много занимавшимся проблемами философии техники и теории творчества, П. К. Энгельмейром. В 1910 году увидела свет одна из главных его книг «Теория творчества». В этой работе предпринята попытка осмысления творческих механизмов. Он подробно останавливается на изучении вопросов природы творческого процесса в технике, искусстве, науке, религии и повседневной жизни.
По мнению Петра Климентьевича, для человека творчество начинается с рождения. С первой минуты жизни младенец познает гамму разнообразных ощущений: жажду, голод, боль, холод, жару, радость и т.д. Все эти впечатления постепенно слагаются «в ряды, тем более прочные, чем чаще они повторяются в опыте», что, согласно Энгельмейеру, и является первоначальным источником человеческого творчества. Таким образом, вся последующая жизнедеятельность человека становится проявлением и следствием творчества. Творчество людей, по мнению Энгельмейера, можно осмысливать как продолжение творчества природы: творчество есть жизнь, жизнь есть творчество.
Характерными признаками человеческого творчества в теории Энгельмейера являются искусственность (человек вмешивается в жизнь природы, что приводит его к новым открытиям); целесообразность (любое вмешательство преследует определенную цель); неожиданность (этот признак охватывает понятие «новизны») и, наконец, цельность.
Возвращаясь со страниц научных трактатов и художественных произведений к действительности, попробуем вычленить характерные признаки и дать, на наш взгляд, максимально простые и понятные определения креативности:
Характерными признаками человеческого творчества в теории Энгельмейера являются искусственность (человек вмешивается в жизнь природы, что приводит его к новым открытиям); целесообразность (любое вмешательство преследует определенную цель); неожиданность (этот признак охватывает понятие «новизны») и, наконец, цельность.
Возвращаясь со страниц научных трактатов и художественных произведений к действительности, попробуем вычленить характерные признаки и дать, на наш взгляд, максимально простые и понятные определения креативности:
Креативность – природная одаренность человека, способствующая развитию творческих умений и поиску ранее не опробованных решений.
Креативность – феноменальное мышление, которое проявляется в продуцировании принципиально новых идей для создания услуг и продуктов.
Креативность – это творчество, в основе которого преобладает рациональная или прагматичная составляющая.
Индустрия культуры – «Откуда есть пошли слова креативные… Часть 2».
Креативный класс – «Откуда есть пошли слова креативные… Часть 3».