Неотразимые «Катюша» и «Зося»
Мало кто знает, но это исторический факт: 21 июня 1941 года, за сутки до начала Великой Отечественной войны, правительственной комиссии продемонстрировали принципиально новое оружие – наземную реактивную установку*.
Реактивная гвардия
Боевая машина очень понравилась государственным мужам. Было принято решение о немедленном начале серийного выпуска этих установок и реактивных снарядов к ним. Менее же чем через месяц, 14 июля 1941 года, под Оршей в Белоруссии произошло боевое крещение знаменитых «Катюш». А уже к ноябрю 1942 года в Красной Армии насчитывалось более 1,7 тысячи таких реактивных установок. Всего за время войны было изготовлено свыше 7 тысяч «Катюш».
Своим же рождением легендарная «Катюша» во многом была обязана выдающимся советским конструкторам артиллерийского вооружения Георгию Лангемаку и Ивану Гваю.
Георгий Эрихович был одним из создателей отечественной ракетной техники и основных руководителей разработки ракетных снарядов, использованных с некоторыми доработками в прославленных реактивных минометах. При этом необходимо отметить, что Лангемак стал основоположником исследований по конструированию реактивных снарядов на бездымном порохе: открыл так называемый закон подобия, знание которого позволяло определять оптимальную геометрию сопла реактивного двигателя без длительных дорогостоящих экспериментов – аналитическим расчетом.
К сожалению, талантливый ученый не смог воплотить свои идеи в жизнь. В 1937 году Реактивный научно-исследовательский институт подвергся «чистке», в результате чего было арестовано все руководство НИИ, в том числе и Георгий Лангемак. Его обвинили в шпионаже в пользу немцев и вскоре расстреляли.
Иван Гвай был конструктором пусковых установок для реактивного оружия. В 1939–1941 годах под его руководством разработали установку для реактивных снарядов на базе грузового автомобиля ЗИС-6-БМ-13, которая в дальнейшем стала знаменитой «Катюшей».
Залп только одной реактивной установки обрушивал на противника 16 132-мм или 32 82-мм снарядов. Безостановочно, одна за другой ракеты сходили с направляющих и буквально перепахивали территорию в районе цели.
Гитлеровцы во что бы то ни стало стремились заполучить «Катюшу»: захватить ее, отбить. Однако советское командование, в свою очередь, под угрозой трибунала приказывало взрывать минометы в случае отступления, лишь бы суперсекретное оружие не попало в руки врагов. Вспомните художественные фильмы «Отряд особого назначения» и «Привет от Катюши» – их сюжеты основаны на реальных событиях.
Всего за годы Великой Отечественной войны советская промышленность выпустила более 10 тысяч боевых машин реактивной артиллерии. К маю 1945 года в действующей армии было 40 отдельных дивизионов, 104 полка, 40 бригад и 7 дивизий гвардейских реактивных минометов.
Огненный «веер»
31 января 1942 года газета «Известия» вышла с передовой статьей «Земля горит под ногами немецких оккупантов». А уже 10 февраля разработчики В. С. Богословский и Д. С. Богословский направили заявку в НКО СССР на свое изобретение – фугасный огнемет, получивший авторское свидетельство № 65314.
Согласно представленному описанию фугасный огнемет автоматически выбрасывал горючую жидкость на проходящие по определенному участку местности вражеские танк, бронемашину, грузовик.
Сам же огнемет должен был быть выполнен в виде эластичного резервуара, заполненного горючей жидкостью. Его заглубляли в почву на пути движения бронетехники и автомашин противника и снабжали одним или несколькими шлангами. Последние заканчивались соплами с зажигательным приспособлением, воспламеняющим жидкость при надавливании на резервуар проходящего транспортного средства. Следует отметить, что выходящая струя имела веерообразную форму.
По расчетам изобретателей, активная поверхность фугасного огнемета в несколько раз превосходила активную поверхность противотанковых мин. Более того, перед минами этот способ имел преимущества и в том, что он не уничтожал и не повреждал сильно танки противника, а лишь выводил экипаж из строя. При этом фугасный огнемет был не только проще и дешевле в изготовлении, чем противотанковые мины, но и совершенно безопасен для бойцов, пользующихся им. Перед ручным забрасыванием танка бутылками этот способ также имел ряд преимуществ: во-первых, в точности попадания жидкости на танк, во-вторых, в гораздо большем количестве «горючки», попадавшей на технику. Но самое главное – при этом способе не нужно было приближаться к танкам противника, что в бою сопряжено с большой опасностью для жизни.
И смажет, и защитит от коррозии
Следующая разработка – это уникальный артиллерийский снаряд изобретателя С. П. Волохоненко (авторское свидетельство № 65073 СССР), который был заявлен в НКО еще 23 мая 1941 года.
При существовавших тогда артиллерийских снарядах канал орудийного ствола через определенное количество выстрелов необходимо было тщательно чистить и смазывать с последующей протиркой, что в бою, как понимаете, делать никак нельзя: эти операции требовали времени, за которое можно было бы произвести десяток выстрелов. Однако при несвоевременной чистке канал ствола покрывался нагаром, который накапливался после каждого выстрела. При этом снаряд, который двигался по несмазанному стволу, быстрее изнашивал его вследствие большего трения, «вжимал» тончайшую пленку нагара в металл ствола, разрушал его, увеличивая жесткость и хрупкость металла. Вследствие же высокой температуры газов часть канала орудийного ствола, прилежащая к патроннику, просто-напросто обгорала, образуя так называемый разгар ствола, сильно сокращавший срок службы орудия.
По указанным причинам канал ствола чистили, смазывали и протирали только в том случае, когда это не влекло потери времени, а зачастую даже выполнялось автоматически. Дело в том, что в артиллерийской технике того времени уже были снаряды, которые снабжали пояском, несущим на себе смазывающее вещество и расположенным перед ведущим пояском. Но изобретение Волохоненко касалось усовершенствования подобных снарядов и заключалось в том, что позади ведущего пояска располагался еще поясок с антикоррозийным веществом, наносимым на стенки канала орудийного ствола с целью предохранения его от коррозии.
Пробивная «Трещотка»
Еще одним выдающимся конструктором артиллерийского вооружения был Василий Грабин. Впервые в мире он разработал и применил методы скоростного комплексного проектирования артиллерийских систем. Это позволило сократить сроки проектирования орудий с 30 до 3 месяцев. Под руководством Василия Гавриловича разработана 76-мм дивизионная пушка (ЗиС-3) образца 1942 года. Во время войны было выпущено более 64 тысяч таких орудий – свыше 48 тысяч в варианте дивизионной пушки и еще около 18,6 тысячи в модификации орудия самоходных артиллерийских установок СУ-76 и СУ-76М.
Таким образом, пушка, которую за простоту и надежность наши артиллеристы прозвали «Зосей», стала самым массовым артиллерийским орудием за всю историю человечества.
ЗиС-3 широко использовали для уничтожения пехоты, артиллерии и танков противника, а также для разрушения долговременных огневых точек и других вражеских укреплений.
Она имела скорострельность до 25 выстрелов в минуту. Из нее можно было стрелять бронебойными, осколочно-фугасными, зажигательными и некоторыми другими видами снарядов. Ее разрабатывали для обстрела позиций врага: максимальная дальность стрельбы ЗиС-3 превышала 13 км. Но артиллерийское орудие успешно использовали и в противотанковых сражениях: если из «Зоси» стреляли в цель, находившуюся на дальности 500 м, снаряд пробивал танковую броню толщиной до 70 мм.
Солдаты вермахта, среди которых трудно было найти такого, кто не знал бы эту пушку по звуку выстрела и разрыва и не боялся бы ее скорострельности, окрестили это орудие Ratsch-Bumm – «Трещотка», а в отделе артиллерийских конструкций знаменитых заводов Круппа немецкие ученые назвали ЗиС-3 лучшим орудием Второй мировой войны.
Всего же за время войны было выпущено свыше 500 тысяч артиллерийских орудий всех систем и калибров, которые с успехом применяли новые разработки конструкторских бюро под руководством И. И. Иванова, М. Н. Логинова, Ф. Ф. Петрова, Б. И. Шавырина и многих других талантливых ученых и инженеров-артиллеристов.
* В ТЕМУ:
• «Сила изобретений и науки»;
• «Прогибограф – покоритель Ладоги».