Минус 4,8% ВВП
Отечественная экономика теряет 4,8% ВВП из-за низкого качества управления интеллектуальными правами, сообщил председатель Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский.
– Ежегодный убыток производственных секторов российской экономики из-за недостаточного внимания к охране, защите и монетизации интеллектуальной собственности исследователи оценили в 3,52 триллиона рублей. Упущенные доходы экспорта – в 2,23 триллиона. В общей сложности из-за низкого качества управления интеллектуальными правами страна, по самым скромным подсчетам, теряет 4,8% ВВП, – отметил Кричевский, сославшись на исследование Высшей школы экономики, которое было проведено по заказу Федерации интеллектуальной собственности.
Эти данные были озвучены на заседании Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям в докладе «Управление интеллектуальной собственностью в России: оценки вероятных потерь, риски, драйверы развития». По словам Андрея Кричевского, доклад стал результатом работы возглавляемого им комитета по выявлению основных барьеров, тормозящих развитие креативных индустрий и рынка интеллектуальной собственности, и оценке потенциала его роста:
– Сегодня, к сожалению, Россия занимает 31-е место из 53 стран в международном рейтинге International IP Index. Нас особенно ощутимо тянет назад показатель низкой системной эффективности, разобщенность законодательных, технологических, частных и государственных инструментов. По этому параметру мы находимся на 45-м месте. Такое положение дел негативно влияет на бизнес: от 20 до 40% компаний, в зависимости от сферы деятельности, считают неэффективность системы интеллектуальной собственности одним из решающих факторов, препятствующих инновациям.
Глава Ассоциации IPChain также отметил, что слабое использование института интеллектуальной собственности характерно и для творческого сегмента экономики:
– Ущерб в этой сфере оценивается примерно в 300 миллиардов рублей. При этом наиболее ощутимые потери наблюдаются в музыкальном стриминге и на рынке видеоигр.