Предметный дизайн: конец эпохи обреченности?
Низкая культура контроля и использования нематериальных активов, шаблонные и неэффективные трудовые договоры, неразвитая судебная практика разрешения споров и другие проблемные вопросы все еще оставляют предметный дизайн в числе наиболее «незащищенных» сегментов креативных индустрий. Однако, как считает генеральный директор компании «Смирнов Дизайн» Сергей Смирнов, благодаря технологиям Legal Tech и планомерному развитию правовой базы ситуация меняется к лучшему.
Zenit, покоривший Чикаго
«Смирнов Дизайн» – одна из старейших и наиболее известных российских компаний, осуществляющих полный цикл разработки дизайна продукта – от конструирования до прототипирования и брендинга. В портфеле компании более 600 успешных проектов. Дизайнерские решения востребованы российскими и мировыми брендами, известными в области медицины, безопасности, бытовой техники и электроники, средств связи и транспорта.
Десятки побед «Смирнов Дизайна» в престижных конкурсах подтверждают успешность работ – фотоаппарата Zenit-M в Good Design Awards (международный конкурс промышленного и графического дизайна, организуемый Чикагским музеем архитектуры и дизайна Athenaeum в сотрудничестве с Европейским центром архитектуры, искусства и дизайна), универсальной шины для иммобилизации конечностей в конкурсе Red Dot Design Award (своего рода «Оскар» в сфере промышленного дизайна), награды за разработку устройства, позволяющего в экстренном режиме отстегнуть сноуборд при приближении лавины, в ISPO Awards (крупнейшая международная выставка товаров для спорта).
Как показывает жизнь, даже такая статусная репутация и многолетний опыт работы на отечественном и зарубежном рынках не могут гарантировать защиту от «оборотистых» партнеров. Самый типичный пример из практики «Смирнов Дизайна» – новый клиент принимает на рассмотрение несколько эскизов дизайн-проектов, долго их «изучает» и, спустя несколько месяцев под предлогом того, что якобы ни один из предложенных вариантов ему не понравился, возвращает эскизы обратно. При этом все время он ловко уходит от подписания передаточных актов: давить на заказчика и портить с ним отношения в самом начале работы, как понимаете, решаются не все.
И вот сотрудничество прекратилось, и псевдозаказчик, пиететно расшаркавшись в заранее отрепетированном телефонном прощании, пропадает в бездне рыночной круговерти. Как говорится, не срослось и не срослось. Но спустя еще какое-то время «смирновцы» начинают встречать на рынке продукты, ну о-очень похожие на свои креативные разработки.
Все попытки трансформировать претензии в результативное судебное разбирательство, как правило, ни к чему не приводят. Просто потому, что в таких случаях практически невозможно доказать факт плагиата. Даже таким серьезным компаниям, как «Смирнов Дизайн». А что же тогда говорить о начинающих дизайнерских бюро, которые только начинают свой путь к общественному и профессиональному признанию?
Авторская фильтрация
Есть в «пассиве» «Смирнов Дизайна» поистине вопиющий пример наглейшего, открытого нарушения их законных прав. Не так давно компания разработала дизайн водяного фильтра, который пришелся по душе россиянам, – в общей сложности уже выпущено несколько миллионов таких изделий. Казалось бы, заказчик должен быть бесконечно благодарен за такую высокопрофессиональную работу. Ан нет – когда счастливые партнеры оформляли свой патент на фильтр-бестселлер, они как бы забыли включить в число авторов представителей подрядчика: их место заняли руководители компании-заказчика. Такой вот услужливо лебезящий пассаж в сторону любимых боссов…
Парадоксальность такой услужливости заключается в том, что таким образом нечистые на руку борцы за чистую воду заложили мину замедленного действия под свой же бизнес. При желании доказать нарушение личных неимущественных прав (например, в части деловой репутации) или плагиата (использование чужого рацпредложения под своим именем) не составит никакого труда. И тогда только само переоформление патента и пересмотр даты начала его действия создаст немалые финансово-правовые проблемы. А если найти хорошего адвоката и довести дело до компенсации морального вреда?
– В целом мы остались довольны итогами этого сотрудничества, и, скорее всего, никогда не станем ворошить прошлое. Но такая ситуация очень опасна для самих же патентообладателей. А самое печальное – она очень типична для отечественного рынка предметного дизайна, – говорит Сергей Смирнов.
Низкая культура учета своих объектов интеллектуальной собственности нередко приводит к серьезным конфликтам внутри заказывающих компаний. Сергей Альбертович вспоминает, как ему позвонил бывший клиент и с горечью сообщил, что его экс-партнер по бизнесу начал выпускать спортивные кресла на основе «второго» варианта дизайн-проекта, который ранее не был запущен в производство. Мол, поделили с бывшим товарищем бизнес, тот открыл свою компанию и теперь нагло клепает по «резервным» копиям сиденья, «…грубо нарушая ваши авторские права».
Юристам «Смирнов Дизайна» стоило немалого труда убедить сердобольного горе-бизнесмена в том, что грубо попираются как раз его права. Ведь дизайнеры давно получили оговоренное вознаграждение за свой труд и добровольно, как того требовали условия сделки, передали заказчикам все права на свои продукты. И это производитель сейчас недополучает выгоду. Более того, получил в лице бывшего партнера сильного конкурента и проиграл существенную долю рынка. А если бы при расставании с партнером права всех сторон были четко прописаны, такого никогда не случилось бы.
По словам Сергея Смирнова, еще одной ключевой составляющей сферы предметного дизайна является трудовой договор между работником и работодателем. Последний должен быть абсолютно уверен в том, что при расставании – увольнении, уходу по собственному желанию, закрытии фирмы – первый не предъявит никаких претензий. Поэтому очень важны предельная скрупулезность при оформлении договорных документов, их прозрачность, а также применение актуальных законодательных требований в области авторского и патентного права, которые кадровые специалисты, как известно, отслеживают с неохотой.
Сделайте мне красиво…
Чтобы создать качественный продукт, который будет востребован на рынке, предметные дизайнеры проводят глубокие исследования в поисках его эстетического образа.
– Мы – архитекторы, которые формируют будущий успех: визуальный, технологический, эргономический… Для этого необходима большая глубина разносторонних знаний и четкая логика творческого поиска, – продолжает Сергей Альбертович.
Так, например, современную версию легендарного советского фотоаппарата «Зенит» специалисты «Смирнов Дизайна» разрабатывали в партнерстве с Красногорским механическим заводом и немецкой компанией Leica Camera AG. Технологическая сложность задачи состояла в том, чтобы воссоздать исторический образ на базе уже проработанной внутренней конструкции, оставив при этом все функциональные элементы исходной компоновки на привычных местах. Кроме того, к этому добавлялась эмоциональная задача – найти способ вызвать у потенциального покупателя ностальгические чувства: воспоминания детства, первый фотографический опыт, домашняя «лаборатория» в ванной комнате, где с папой проявляли первые пленки и печатали первые черно-белые фотографии при свете фонаря, закрашенного красной масляной краской…
В поисках дизайна дефибриллятора и транспортного аппарата искусственной вентиляции легких «смирновцы» смоделировали десятки реальных ситуаций: в разных помещениях, погодных условиях, в динамике и статике. А для разработки технического задания смарт-рестайлинга хирургического степлера они не один месяц изучали строение внутренних органов человека и актуальные технологические тренды в медицинской отрасли, чтобы досконально понять всю эксплуатационную механику, «кончиками пальцев» прочувствовать будущий продукт. Как говорят «смирновцы», только уникальные мелочи позволяют создать удобный в использовании продукт…
Процесс исследования не быстрый, пошаговый, очень близкий к научному поиску. Но потенциальные заказчики зачастую не погружаются в эту профессиональную специфику. Нередко они вспоминают о дизайне своего изделия в самый последний момент. И при этом, как правило, настаивают на эффектном, эксклюзивном исполнении при низкой себестоимости материалов и технологических решений. А ведь внешняя форма, которую клиенты зачастую ассоциируют с примитивным украшательством, очень глубоко вписана в функциональность продукта. Как говорят дизайнеры, все пожелания должны учитываться даже не на первом – на нулевом этапе.
– Точки «соприкосновения» между дизайнерами, производителями и маркетологами нередко лежат в разных плоскостях. Каждый хочет достичь своих целей. А мы, как дирижеры, должны находить компромиссы и управлять всеми процессами, иногда исключающими друг друга, – рассказывает Сергей Смирнов.
«Сделано в России» по-новому
По словам Сергея Альбертовича, эффективность работы судебных систем в области авторского и патентного права, к сожалению, пока оставляет желать лучшего. В том числе и по этой причине, начиная работу над новым проектом, его компания привлекает к сотрудничеству патентного поверенного. Такие специалисты увереннее штатных юристов ориентируются в поисковых базах, процессах патентования, у них больший опыт в разрешении потребительских споров.
– Чаще всего процесс оформления патента – это удел заказчика. Но если с его стороны есть пожелания, эту работу мы берем на себя. Для нас этот момент также важен и принципиален. Лучше изначально всесторонне изучить возможность патентуемости нового промышленного образца, чем столкнуться с какими-то препонами и претензиями на этапе запуска продукта в серийное производство, а еще хуже – после этого, – отмечает глава «Смирнов Дизайна».
На широком фронте целенаправленную работу по защите интересов своих коллег ведет Ассоциация специалистов предметного дизайна (АСПД) (подробнее о деятельности АСПД читайте в материале «Креативный предметный дизайн»).
– Сегодня позиция предметных дизайнеров прав больше напоминает безысходность. Многие мои коллеги говорят: «Как ни старайся, все равно украдут. Дизайнер должен просто много работать». Я согласен, предметный дизайнер силен своими творческими достижениями и профессиональной репутацией. Но что это за обреченность? Мы должны навести наконец порядок в нашей работе, – заявляет Сергей Альбертович.
Примечательно, что руководители «Смирнов Дизайна», АСПД и Ассоциации IPChain давно перешли от программных заявлений к делу. Очередной кейс по защите прав дизайнеров они опробовали в рамках II Всероссийского конкурса предметного дизайна «Придумано и сделано в России», который прошел в конце октября под эгидой Всероссийского музея декоративного искусства. Благодаря блокчейн-инструментам IPChain участники этого проекта смогли задепонировать свои конкурсные заявки перед их отправкой на всеобщее рассмотрение. Причем в их интересах специалисты IPChain разработали максимально подробную электронную форму, позволяющую указать всех авторов и соавторов, правообладателей, точную дату отправки заявки и многие другие существенные детали, закрепляющие за участниками или творческими коллективами их авторские права. Такой формат гарантированной защиты новых продуктов – от раскрытия идеи до публичного признания – нашел положительный отклик в сообществе предметных дизайнеров.
– Эти и другие механизмы защиты интеллектуальной собственности в области предметного дизайна необходимо популяризировать и развивать в дальнейшем. Ничто на сегодняшний день не может доказать лучше, чем процесс блокчейн-депонирования, что «это я показал тебе свою работу, а не ты мне», – считает Сергей Смирнов.
При подготовке материала использованы материалы сайта www.smirnovdesign.com