Учиться предпринимательству лучше с детских лет
Современная экономическая повестка накладывает на российские образовательные учреждения особую ответственность за развитие предпринимательских навыков в молодежной среде. Как считают участники Международной онлайн-конференции Distant & Digital, важнейшим элементом этой деятельности должны стать знания в области управления интеллектуальной собственностью.
По мнению ассистента факультета технологического менеджмента и инноваций Национального исследовательского университета ИТМО Андрея Николаева, сегодня в России существуют две траектории, по которым возможна подготовка специалистов в области управления интеллектуальной собственностью. Первая связана с обучением в вузах и может реализовываться посредством специализированных образовательных модулей: бакалавриат (специальная дисциплина), магистратура (в рамках Soft Skills) и аспирантура (курс «Патентование»). Вторая – дополнительное профессиональное образование.
Ввиду ограниченности обучающих курсов для каждого из этих вариантов предпочтительно, чтобы у будущих абитуриентов имелся соответствующий бэкграунд – культура интеллектуальной собственности, которую необходимо развивать с детских лет.
– Большинство ребят получают первые знания в области интеллектуальной собственности только когда становятся студентами. Во многом это связано с тем, что «точечные» проекты для школьников по этой тематике не могут покрыть масштабные потребности всех необходимых знаний. При этом даже не во всех образовательных программах вузов предусмотрены дисциплины в сфере интеллектуальной собственности, в магистратурах сравнительно малый набор на профильные программы. Более того, когда будущие специалисты приходят на преддипломную практику в профильные компании, там, как правило, не делятся практическим опытом, – говорит Андрей Николаев.
В таких условиях среднестатистический россиянин постигает азы правовой культуры в области интеллектуальной
собственности только в зрелом возрасте, а со стороны большинства отношение к результатам инновационного труда пренебрежительное – они попросту не знают, что делать со своими и сторонними результатами интеллектуальной деятельности.
– Путь от ребенка к предпринимателю – это информационный и коммуникационный мост между детством и миром взросления, когда игра превращается в желание монетизировать свое творчество, – считает Андрей Николаев.
Способности к предпринимательской деятельности, по мнению преподавателя Лицея информационно-коммуникативных технологий № 590 г. Санкт-Петербурга Юрия Гринина, есть не у всех школьников. Чтобы их выявить и развить с нуля, необходимо создать мотивационную среду.
– У наших ребят большой популярностью пользуется игровой проект «Наш город», который моделирует жизнь маленького государства. Каждый может попробовать себя в роли губернатора, мэра, руководителя учебной фирмы, создать команду для реализации того или иного проекта. Таким образом они погружаются во взрослый мир и получают первый опыт предпринимательской деятельности, – рассказывает Юрий Гринин.
– Мы хорошо знаем ребят этого лицея и активно приглашаем их в наш международный проект «Школьный патент – шаг в будущее». Он направлен на распространение знаний об интеллектуальной собственности среди школьников, развитие творческих и интеллектуальных способностей школьников. Все ребята, проявившие выдающиеся способности, получают сертификаты, дающие право на учет индивидуальных достижений при приеме на обучение в вузы России, – рассказывает президент Ассоциации центров поддержки технологий и инноваций (АЦПТИ) Глеб Шараг.
По мнению Глеба Шарага, такой опыт может стать дополнительной мотивацией учеников старших классов, которые готовятся к поступлению в вузы на творческие специальности.
С каждым годом участников питерского проекта становится больше. В 2019–2020 годах в нем участвовали 1500 школьников и студентов из России, Беларуси и Киргизии. Всего действуют 12 номинаций. Одна из них – «Создание малого инновационного предприятия».
– Вывести нашу работу с молодежью на новый уровень мы постараемся в следующем году. Уже есть договоренность с руководством Великого Новгорода о проведении в 2021 году в этом городе Международной ассамблеи молодых изобретателей стран Евразийского экономического союза. Уверен, это еще больше будет мотивировать талантливых ребят к реализации своих инновационных проектов, – продолжает Глеб Шараг.
Как считает президент АЦПТИ, помимо работы со школьниками важно развивать компетенции преподавательского состава. Понимая это, представители ассоциации, а также Университета ИТМО и других вузов регулярно проводят в средних учебных заведениях Санкт-Петербурга консультации по вопросам интеллектуальной собственности, направленные на повышение квалификации учителей.
К сожалению, опыт питерских энтузиастов, которые уже отправляют своих лауреатов на стажировки в подразделения Европарламента, Всемирной организации по интеллектуальной собственности и Европейской экономической комиссии ООН, а также включают в состав спикеров круглых столов и семинаров Петербургского международного инновационного форума, единичен. Но, главное, что он – этот первый и, вне всякого сомнения, успешный опыт – уже существует и активно востребован. Это говорит о том, что подобные образовательные кейсы необходимо активно внедрять в образовательных учреждениях России всех уровней – от рядового детского сада в каком-нибудь провинциальном городке до ведущего столичного университета.