Объем кредитов под залог прав на интеллектуальную собственность до 2024 года составит 31 миллиард рублей
В первых числах сентября МСП Банк выдал кредит на 4,3 млн рублей сколковской компании «Энергоэлемент», производителю литий-ионных аккумуляторов нового типа, под залог двух патентов на изобретения. Представители банка назвали этот заем первым выданным в России под обеспечение исключительными правами.
В действительности кредиты под залог интеллектуальной собственности в нашей стране выдавали и раньше. Например, в свое время товарный знак «Московский Провансаль» был заложен Альфа-Банку на стоимость больше 3 млн долларов, а «Л’Этуаль» – на сумму 50 млн евро. Еще одна недавняя партнерская сделка – музыкальный лейбл Black Star, основанный рэпером Тимати, использовал свой товарный знак для получения кредита на развитие ресторанного бизнеса.
Кредит, полученный «Энергоэлементом», вызвал настоящий ажиотаж в профессиональном сообществе. По мнению экспертов, он стал в России наиболее заметным случаем полноценного банковского кредитования под залог интеллектуальной собственности (ИС). Стоило произойти «по-настоящему революционному прецеденту для банковского рынка», и многие бизнесмены и предприниматели сразу же озадачились: как получить кредит под залог прав на ИС, какова методология оценки нематериальных активов, а также в чем заключаются ключевые преимущества Национальной гарантийной системы для малого и среднего предпринимательства (МСП)?
Эти и многие другие резонансные вопросы, касающиеся возможностей финансирования бизнеса с помощью ИС, обсудили представители юридического сообщества на сессии «Проблемы оценки нематериальных активов и их залога», которая состоялась в рамках Международной онлайн-конференции Distant & Digital. Спикерами на ней выступили Алексей Абрамов, управляющий партнер и сооснователь патентно-адвокатского бюро (ПАБ) «Гардиум», патентный поверенный, член совета Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ по ИС; Екатерина Бусыгина, партнер направления капитализации ИС ПАБ «Гардиум», член совета ТПП РФ по ИС; Ирина Резникова, старший партнер ПАБ «Гардиум», патентный поверенный, и Владимир Лебединский, первый вице-президент, председатель экспертного совета Ассоциации «СРОО «Экспертный совет», заместитель председателя правления Союза судебных экспертов.
Алексей Абрамов, модератор сессии, сразу же задал вектор дискуссии, обозначив, что кредитование под залог ИС – тема достаточно инновационная, потому что пока не имеет большого распространения ни в бизнесе, ни в банковской среде:
– Но тренды таковы, что через непродолжительное время это станет инновационным стандартом отрасли IP. Мы в это искренне верим.
Екатерина Бусыгина, открывшая дискуссию, отметила, в частности, что сегодня доля нематериальных активов (НМА) в структуре активов российских компаний по сравнению с развитыми мировыми экономиками достаточно низкая:
– В основном в качестве залога при привлечении финансирования используются материальные активы – в том числе объекты недвижимости, транспортные средства и др. Нематериальные активы обходят стороной, и они, как правило, недооценены в структуре отчетности отечественного бизнеса. Для сравнения: за рубежом капитализация компаний зачастую свыше 50% зависит от НМА – сильных брендов, товарных знаков и другой ИС.
По словам эксперта, российские компании, как правило, чаще вносят в отчетность только понятные и известные активы: товарные знаки и патенты, и то лишь по причине, что они требуют обязательной государственной регистрации.
– Бизнес вынужден учитывать эти объекты и ставить их на баланс. Но, к сожалению, из-за слабого развития в стране направления оценки интеллектуальной собственности не всегда они отражают реальную рыночную стоимость и ценность для компании. Огромный пласт неучтенных объектов ИС невозможно пока освоить в силу того, что элементарно не хватает внутренней экспертизы для четкого понимания – что может быть НМА? В итоге огромное количество нематериальных активов, в том числе объектов авторского права и другой ИС, остается за кадром и не попадает в отчетность.
Сегодня в стране активной поддержкой пользуется малый и средний бизнес. Однако малые инновационные компании (МИК) редко имеют крупные активы, большей частью их «золотой запас» – это собственные разработки: программные коды, какие-то ноу-хау, патенты и т.д. Кроме них МИК больше ничего не может предложить банку в качестве обеспечения, чтобы привлечь финансирование, которое помогло бы стартапу пройти через пресловутую «долину смерти» (самую сложную начальную стадию в реализации проекта, когда прибыли еще нет), монетизировать все гениальные идеи и получить долгожданный доход.
Согласно статистике Российской венчурной компании (РВК), средний показатель участия зарубежного малого и среднего предпринимательства в структуре ВВП по миру составляет 58%. В нашей стране этот «индекс» едва превышает 20%. Как говорится, почувствуйте разницу. Правда, национальные проекты, внедрение которых инициировали «майские», 2012 года указы Президента России, как раз и призваны кардинально изменить ситуацию в лучшую сторону, усилить роль малого и среднего бизнеса для обеспечения большей стабильности отечественной экономики и самозанятых, а также довести долю нашего МСП в общей структуре национального ВВП до 32,5% к 2024 году.
– По этой причине в национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и была предусмотрена мера по кредитованию под залог прав на интеллектуальную собственность, – отмечает Екатерина Бусыгина. – К сожалению, инструкции и положения Центробанка РФ сложно поддаются изменениям: в этой сфере существуют свои требования по резервированию и качеству залогов. В итоге, чтобы кредитование все-таки стало возможным, разработали специальную структуру с использованием Национальной гарантийной системы.
Важно уточнить, что общий объем средств, которые запланировано выдать в рамках нацпроекта МСП под залог прав на ИС до 2024 года, составляет 31 млрд рублей. При этом кредитование малого и среднего бизнеса идет уже второй год. Так, в 2019-м МСП получили 1 млрд рублей, в нынешнем планируется выдать уже 2 млрд рублей, в 2021-м – 4 млрд, в 2022-м – 6 млрд, в 2023-м – 8 млрд и в 2024 году – 10 млрд рублей.
Но необходимо понимать, что указанное кредитование, которое осуществляется в соответствии с Постановлением правительства РФ № 533 от 30.04.2019 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение расходов, связанных с получением кредитов под залог прав на интеллектуальную собственность», – это частичное покрытие государством затрат, которые компании понесут при обеспечении банковской сделки.
Пять лет назад согласно Указу Президента РФ «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» от 5 июня 2015 года № 287 была образована Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (АО «Корпорация МСП»). В перечне ключевых направлений ее деятельности – оказание малому и среднему бизнесу кредитно-гарантийной, имущественной, правовой, информационно-маркетинговой поддержки, расширение доступа субъектов МСП к закупкам крупнейших компаний с государственным участием. С апреля 2016 года корпорации принадлежат 100% АО «МСП Банк».
– В Национальную гарантийную систему помимо АО «Корпорация МСП» и МСП Банка, который занимается кредитованием, входят 84 региональные гарантирующие организации (РГО), – рассказывает юрист. – И структура сделки с залогом прав на ИС как раз предполагает, что 70% суммы кредита покрывает гарантия РГО либо корпорации, что для банка является более предпочтительным видом залога, поскольку он не требует резервирования, и, как следствие, финучреждение не теряет свою маржу. Таким образом, у банка появляется заинтересованность в совершении сделки. Помимо этого заемщик должен привлечь финансирование под залог прав на ИС, но здесь залогом покрывается не более 30%. Возможен и другой вариант. Например, МСП Банк анонсировал в сентябре сделку 100% с залогом интеллектуальных прав под два патента. В этом случае с точки зрения анализа заемщика риски определили как минимальные, поэтому заемщику выдали кредит без финансового залога. Таким образом, условно ИС может быть оценена в любую сумму, поскольку для банка определяющим является, что заемщик достаточно надежный и его можно кредитовать в рамках лимита и без залога.
Выступление коллеги продолжила Ирина Резникова, старший партнер патентно-адвокатского бюро «Гардиум», которая отметила, что сегодня на рынке ИС гораздо больше ограничений финансовых и экономических, которые никак не связаны с правовыми ограничениями, то есть правовой инструментарий здесь достаточно широк:
– Гражданский кодекс РФ не устанавливает рамок, что под залог передаются только те объекты, которые подлежат государственной регистрации. Единственный критерий – объект должен быть отчуждаем, то есть его можно продать. Но среди нематериальных активов объектов интеллектуальной собственности, которые невозможно было бы продать, в принципе достаточно мало.
Например, юрист подчеркнула, что нельзя передавать в залог наименование места происхождения товара (НМПТ), фирменное наименование и коммерческое обозначение. Все остальное – изобретение, полезная модель, промышленный образец, товарный знак, селекционные достижения, программа ЭВМ и база данных, – прекрасное основание для залога. То же относится и к объему прав, которые можно будет передавать.
– Банки, конечно, требуют в залог передачу им полностью всех исключительных прав на объект залога, – отмечает Ирина Резникова. – Однако Гражданский кодекс РФ не ограничивает действия владельцев объектов интеллектуальной собственности. Например, правообладатель, чей актив достаточно высоко оценен, вполне может выделить в рамках исключительного права отдельное правомочие, скажем, право на использование своего товарного знака и передать его отдельно в залог. Допустим, McDonald’s передал кому-то право на товарный знак. Лицензиат, который получил это право, также может передать теперь уже ему принадлежащее право на использование товарного знака McDonald’s под залог банку с целью кредитования.
В дискуссии эксперт затронула и такой вопрос, как момент возникновения права залога, который отличается в зависимости от того, подлежит объект ИС государственной регистрации или нет. Если объект можно зарегистрировать, то обременение по аналогии с регистрацией недвижимого имущества возникает в тот момент, когда это право внесено в реестр, подчеркивает старший партнер патентно-адвокатского бюро «Гардиум»:
– По аналогии с реестром прав на недвижимое имущество созданы точно такие же реестры относительно товарных знаков, патентов, изобретений, полезных моделей. Но если объект не подлежит государственной регистрации, то право залога на него возникает в тот момент, когда стороны подписали условия договора.
В заключительной части сессии первый вице-президент, председатель экспертного совета Ассоциации «СРОО «Экспертный совет», заместитель председателя правления Союза судебных экспертов Владимир Лебединский рассказал про основные ошибки оценщиков и судебных экспертов при уже фактической оценке стоимости НМА. В частности, он отметил, что в течение 2019 года рабочая группа при Роспатенте, которую он возглавлял, разрабатывала методические рекомендации по оценке активов для целей залога:
– Поводом для этой работы стали многочисленные обращения потребителей относительно большого количества ошибок, совершаемых оценщиками при оценке таких активов либо судебными экспертами, когда уже возникают споры. И, к сожалению, для таких оплошностей есть объективные основания. Наиболее существенное из них – это как раз сложность нематериальных активов, интеллектуальной собственности как объекта экономического, стоимостного анализа.
В какой-то мере, по мнению эксперта, объяснением просчетов оценщиков, привыкших, видимо, работать с более простыми объектами, такими как недвижимость или акции, с которыми нет особых юридических сложностей, может служить то, что они упускают из вида многие нюансы патентного анализа. В частности, идентификацию объекта ИС, которая в отличие от классических объектов оценки многогранна, неочевидна и сложна.
Подводя черту под дискуссией, управляющий партнер и сооснователь патентно-адвокатского бюро «Гардиум» Алексей Абрамов высказал собственное суждение, почему возникают сложности с капитализацией интеллектуальной собственности и проблемы с оценкой нематериальных активов:
– Дело в том, что чаще всего сами компании в принципе не понимают, как свои разработки можно монетизировать, и, может, даже не монетизировать, а скорее сделать активом. На мой взгляд, очень важно иметь навык погружения в бизнес-процесс, начиная от первой цепочки создания ценности до фактической ее продажи, и понять, что создает эту ценность и вообще охраноспособна разработка или нет. По сути здесь очевидна аналогия с прерогативой бизнес-аналитика в IT-индустрии, выступающего в роли своего рода буфера между разработчиком и конечным заказчиком, который должен перевести на профессиональный язык разработчику все потребности клиента. В нашем случае, собственно, то же самое. Когда мы включаемся в бизнес-процессы, то говорим, что вот это можно защитить промышленным образцом, это – товарным знаком, а что-то – составным объектом, включающим, допустим, элементы авторского права, ноу-хау и коммерческой тайны. Для бизнеса сейчас действительно это очень инновационно.
В подтверждение эксперт привел пример ПАО «Полюс» – лидера отечественной золотодобычи, который «очень круто собирает затраты и очень круто капитализирует интеллектуальную собственность»:
– Но уже менее крупные компании задумываются над увеличением и усилением своих нематериальных активов. И то, что сейчас происходит с АО «Корпорация «МСП», ключевым распределителем государственных субсидий на развитие ИС и упрощенного доступа к внешнему финансированию, мне кажется, должно сдвинуть повестку, в первую очередь на уровне регулятора. Центробанк, конечно, не очень радует такой объект залога, как ИС, с точки зрения его обеспечения, поэтому регулятор все-таки заставляет банки создавать дополнительные резервы. Но, вне всякого сомнения, разворот государственной политики в сторону субсидирования малого и среднего бизнеса простимулирует банки проработать дополнительные механизмы кредитования.
Алексей Абрамов выразил уверенность, что «инициатива Владимира Лебединского по разработке методических рекомендаций, а также любая формализация и создание системы – это очень хорошее начало, потому что будет custdev – когда мы станем исследовать рынок, получать обратную связь и корректировать эту систему»:
– Однако то, что фокус обратился в сторону МСП и его нематериальных активов, начались конструктивные процессы, появились рабочие группы по разработке методик и рекомендаций – это очень классно. И мы хотим верить, что это будет интересно и все получится.
В целом участники дискуссии «Проблемы оценки нематериальных активов и их залога» выразили единодушное мнение, что в России у института залога прав на объекты ИС большое будущее. Собственно, в процессе дальнейшего становления отечественной сферы ИС будет развиваться и сам институт залога.
Международная онлайн-конференции Distant & Digital, объединившая два крупных отраслевых форума – IP Академию и Skolkovo LegalTech, проходила в Москве 8–9 октября 2020 года.
Организаторами конференции выступили Ассоциация IPChain, Федерация интеллектуальной собственности (ФИС), Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO) и международный коммуникационный бренд IPQuorum. Соорганизатор и партнер модуля LegalTech – фонд «Сколково».
Специальный партнер конференции – Deloitte Legal. Партнеры конференции: Европейская юридическая служба (партнер круглого стола), юридическая компания «Зуйков и партнеры», компания «Гарант» (партнер мастер-класса), Squire Patton Boggs (партнер сессии), ALITA (международный партнер). Научно-образовательный центр интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP (образовательный партнер). Стратегическими информационными партнерами выступили портал «Право.Ru» и Евразийская конфедерация обществ правообладателей (ЕАКОП).
Международная конференция Skolkovo LegalTech – одно из крупнейших событий в сфере LegalTech в России. В 2019 году при поддержке Ассоциации IPChain и ФИС мероприятие прошло в обновленном формате под названием Skolkovo LegalTech Black Edition и объединило представителей ведущих консалтинговых компаний и мировых экспертов по трансформации бизнеса в эпоху LegalTech. В качестве спикеров выступили министр юстиции РФ Александр Коновалов (до 15 января 2020-го), уполномоченный Российской Федерации при Европейском суде по правам человека, заместитель министра юстиции Российской Федерации Михаил Гальперин, главный операционный директор Академии права Сингапура (SAL), исполнительный директор SAL Ventures Ltd Пол Нио и др. В 2019 году партнерами фонда «Сколково» – традиционного организатора мероприятия – впервые стали коммуникационный бренд IPQuorum и журнал Forbes Russia.
IP Академия – новый образовательный формат в сфере интеллектуальной собственности, созданный на базе «Патентной школы» Сколково. IP Академия стала крупнейшим в России и странах СНГ образовательным мероприятием для широкого спектра специалистов сферы интеллектуальной собственности, наукоемких и креативных областей экономики. В 2019 году конференция собрала 1500 участников, состоялось 17 сессий и 74 мастер-класса, на которых выступили более 160 спикеров, в их числе директор представительства Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO, ВОИС) в РФ Павел Спицын, руководитель Роспатента Григорий Ивлиев и др. Организаторами IP Академии выступили фонд «Сколково», Ассоциация IPChain, ФИС и коммуникационный бренд IPQuorum.