Эксперты Distant & Digital: сезон киберохоты на большие данные в полном разгаре
Киберпреступность растет сегодня с невероятной скоростью и активно атакует практически все сферы глобальной экономики. Прогнозируемый ущерб от действий хакеров уже в следующем году может достичь примерно 6 трлн долларов. Эта цифра превышает суммарную капитализацию Apple, Amazon и Google – самых дорогих мировых брендов.
IT-специалисты 84% американских компаний считают, что для организации массированных кибератак и создания электронных отмычек злоумышленники уже используют технологии анализа больших данных и искусственного интеллекта.
С оглашения такой вот неутешительной для цивилизованного мира статистики начала свою работу сессия «Большие данные & киберпреступления», которая прошла в рамках трека «Защищай» на полях Международной онлайн-конференции Distant & Digital. Ее модератором выступил Александр Лазаренко, лектор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP. Спикерами дискуссии стали генеральный директор Института прикладной математики и информатики Наталья Полковникова, основатель и директор компании «Антифишинг» Сергей Волдохин, заместитель гендиректора по направлению интеллектуальной защиты бренда компании Group-IB Андрей Бусаргин и управляющий партнер юридической компании «Рафиков и партнеры» Рустам Рафиков.
В ходе сессии эксперты поделились секретами профессионального мастерства в противодействии хакерской методике использования Big Data, которая применяется для слежения за конкурентами и выявления технологических трендов развития IP. Оказывается, электронные пираты берут на вооружение не только самые современные технологии, но и активно наживаются на человеческих пристрастиях, призывая в «подельники» самые известные и авторитетные бренды.
Наталья Полковникова, в частности, отметила, что, вне всякого сомнения, кибербезопасность – одна из ключевых проблем современного общества. По ее словам, первое, что разведка конкурентов может узнать из опубликованных патентов, – это фамилии ученых, изобретателей и разработчиков. Это позволит вычислить сформированные в компании технологические кластеры и научно-исследовательские коллаборации.
– Злоумышленникам не обязательно взламывать защитные системы, чтобы украсть корпоративные секреты. На первый взгляд кажется, у вас полный порядок: все ключи зашифрованы, вы проверили, что сотрудники не пишут пароли от сложных электронных систем на бумажках и не приклеивают их на мониторы компьютеров рядом с рабочим местом. Вы знаете, что все секретные материалы хранятся в «сетке», которая защищена от внешнего воздействия. Но на самом деле даже в той информации, которую сотрудники вашей компании публикуют в соцсетях и указывают в таких документах, как патенты, очень многое говорит о том, чем компания занимается на самом деле. Все это делается с целью конкурентной разведки, шпионажа, а порой и просто для переманивания ваших сотрудников, – рассказывает Наталья Полковникова. – Кибершпионы могут узнать, кто занимается перспективными технологиями, продуктовыми линейками. Большие данные, таким образом, позволяют, с одной стороны, мониторить действия конкурентов, а с другой – увидеть, что вы сами «демонстрируете» внешнему миру, и управлять этой информацией.
Не нужно забывать и о том, что злоумышленники активно анализируют социальные сети. Такая технология, как отмечают эксперты, уже давно взята хакерами на вооружение: при помощи достаточно сложного математического анализа они вычленяют заинтересовавшие их персоналии и исследуют психологический портрет пользователя с целью понять, на какие рычажки надавить, чтобы атаки с применением социальной инженерии стали наиболее точными.
– За последние три года наша команда проанализировала достаточно много материалов. Еженедельно мы публикуем дайджест «Цифровые атаки на людей через бренды: технологии + психология», в котором рассказываем о новых методах фишинга и цифровых атаках на людей через популярные бренды. Сами бренды тоже могут стать жертвами кибератак. В таком случае речь идет не только об ущербе репутации, но и об убытке их собственной инфраструктуре и клиентам, – рассказывает Сергей Волдохин.
«Киберпреступлением года» в этом сегменте СМИ назвали мощнейшую хакерскую атаку с шифрованием данных в отношении компании Garmin – известного американского производителя профессионального GPS-оборудования и спортивных смарт-часов. Пираты вывели из строя сайт компании, колл-центр, облачные сервисы синхронизации данных – критически важный инструмент для пилотов-любителей – и даже производственные линии Garmin. В общей сложности посредством своей вирусной программы они несколько суток удерживали компанию в заложниках, требуя выкуп в размере 10 млн долларов.
– Есть и другие пиратские методики, – продолжает Сергей Волдохин. – Например, злоумышленники присылают письмо в компанию на чей-то уже скомпрометированный электронный адрес внутри организации. В письмо вложен файл, и в нем нужно отключить защищенный режим. Что делают мошенники, чтобы пользователь, получивший письмо, выполнил это? Они представляются специалистами корпорации Microsoft и предписывают получателю исполнить все последующие действия так, как будто бы это сам офис бренда Microsoft Office Word говорит, что надо отключить защищенный режим. И это только один из примеров использования известных брендов.
Ну и как здесь не вспомнить подобную и очень поучительную историю, связанную с пандемией коронавирусной инфекции и мошенничеством на эту злободневную тему. По словам эксперта, оно заключалось в том, что преступники использовали даже не какой-то конкретный бренд антивируса, а просто абстрактное понятие антивирусного продукта – Corona Antivirus – Worid`s best protection:
– Сама идея защититься от коронавируса при помощи программного антивируса – это очевидный абсурд. Однако логическое мышление у отдельных пользователей, видимо, в тот момент не сработало: они скачивали авторитетный с их точки зрения продукт и собственноручно запускали вредоносную программу на своем персональном устройстве.
Продолжая пиратско-ковидную тему, можно припомнить, как многим россиянам приходила электронная рассылка о том, что им полагается денежная компенсация. Там же указывалось, что в 2020 году уже выплачено соотечественникам в общей сложности около 40 млн рублей. Теперь, мол, дело за вами, надо лишь кликнуть серую плашку с надписью: «Получить компенсацию».
– Можно было, даже не особо вглядываясь в присланный баннер, увидеть, что там все знакомо: присутствует государственный флаг Российской Федерации, а также логотип, очень похожий на «Госуслуги» – знак официального интернет-портала государственных услуг, да еще какой-то фонд обещает денег, – рассказывает директор «Антифишинга». – То есть использованы знакомые бренды и символы. Зачем это нужно? Чтобы присланная информация выглядела авторитетно, а человек сразу же захотел нажать заветную кнопку и в один клик получить компенсацию. В результате все заканчивалось просьбой мошенников предварительно заплатить им «небольшую комиссию».
В августе нынешнего года злоумышленники атаковали отечественные банки под видом журналистов с использованием бренда РБК. Хакеры из группировки TinyScouts отправляли письма с предупреждением о второй волне COVID-19. Сотрудникам финансовых учреждений также предлагалось дать интервью, но вместо вопросов для интервью финансисты получали вредоносное ПО.
– РБК – авторитетный бренд. Его знают многие. Разумеется, когда такое издание хочет получить интервью у банка, то его сотрудники более склонны открыть присланную корреспонденцию и перейти по указанным ссылкам, – отмечает Сергей Волдохин.
Поэтому, по его словам, людей надо обучать, давать им знания, надо приводить им в пример обстоятельства, в которых они могут оказаться:
– Обязательным этапом должна стать тренировка навыков у сотрудников, создание ситуаций, похожих на те, о которых мы говорили сейчас, – мы это называем «имитированные атаки», и в таких ситуациях, в этих атаках важно тренировать людей, измеряя и тренируя их навыки. Помните, что грамотные сотрудники и клиенты – это ваша лучшая защита. Обучайте и тренируйте своих людей. Но это не должно стать неким одноразовым проектом – реализовали и забыли. Нет. Нужно постоянное обучение, регулярная проверка знаний и обязательная непрерывная тренировка навыков людей в ситуациях, максимально приближенных к реальным.
По словам Александра Лазаренко, на фишинг стоит обращать самое пристальное внимание:
– Умение отличать фишинговые письма от обычных в перспективе может принести довольно большую выручку в виде экономии на услугах компании, которая будет вам помогать разбираться с последствиями пиратских атак. По мнению компании Google, фишинговое письмо – это, пожалуй, самая опасная уловка.
В начале нынешнего года Group-IB, международная компания, специализирующаяся на предотвращении кибератак, обнаружила новую многоступенчатую мошенническую схему, получившую с легкой руки сотрудников Group-IB Brand Protection наименование «Кроличья нора». Как и Алису, бегущую за Белым Кроликом в сказке Льюиса Кэрролла, злоумышленники ведут своих жертв с ресурса на ресурс, похищая у них персональную информацию, данные банковских карт или деньги.
По словам Андрея Бусаргина, после снижения в 2019 году ущерба от финансового фишинга мошенничество с использованием приемов социальной инженерии вышло на первое место в России по степени распространения угрозы. Наряду с телефонными аферами – вишингом – особой популярностью у интернет-мошенников весь прошлый и нынешний год пользуется «Кроличья нора». Отдельные части схемы, например фейковые интернет-опросы, появились около двух лет назад, однако со временем интернет-афера усложнялась и масштабировалась и в итоге стала многоступенчатой и защищенной от детектирования.
– «Кроличья нора» разделена на две части и несколько ресурсов, для того чтобы генерировать как можно больше трафика звездными именами и брендами и при этом усложнить поиск и блокировку ресурсов, на которых происходит сама кража денег, – отмечает представитель Group-IB. – При этом блокировка одних только фейковых страниц и аккаунтов напоминает бой с гидрой – на месте заблокированных появляются новые. Понимая работу этой схемы, мы видим, как перемещается по сайтам пользователь, и блокируем обе части схемы, только так можно эффективно бороться с этим типом мошенничества.
В заключительной части сессии «Большие данные & киберпреступления» Рустам Рафиков рассказал о юридических аспектах, связанных с большими данными. По его словам, сегодня основная проблема регулирования данных по сути заключается в том, что есть множество юрисдикций, поэтому необязательно иметь определенный юридический адрес:
– Вы с такой же легкостью можете находиться на каких-нибудь островах и вести оттуда свой бизнес по всему миру, чем мошенники активно пользуются. Они прежде всего защищаются от преследования, таким образом заметая свои следы, и используют те выгоды, которые предоставляют разные юрисдикции.
Эксперт отметил, что существует несколько мировых подходов по регулированию персональных данных. Например, европейский – он самый жесткий. И большие данные частично попадают под его регулирование со всеми правилами General Data Protection Regulation (GDPR) – общего регламента по защите данных, значительно повысившего степень защиты персональных данных в Евросоюзе и за его пределами, потому что в ЕС уважают волеизъявление физического лица, там необходимо его согласие на обработку данных.
– Российский подход немного схож с GDPR. Мы также ратифицировали конвенцию Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, и, соответственно, более или менее придерживаемся такой же линии по защите данных, – подчеркивает юрист. – Но следует сказать, что на сегодняшний день в российском законодательстве пока что нет такого понятия, как «большие данные». В связи с этим неясно, каким образом регулировать их. Соответственно, идут споры. Есть также иные подходы – американский, китайский: там более мягкое отношение к регулированию больших данных и, собственно, персональных данных. Их национальная особенность объясняется тем, что крупные державы, которые имеют внушительный экономический потенциал, стараются не считаться с другими странами и юрисдикциями, поэтому и устанавливают свои правила на уровне собственного государства.
* В ТЕМУ:
Международная онлайн-конференции Distant & Digital, объединившая два крупных отраслевых форума – IP Академию и Skolkovo LegalTech, проходила в Москве 8–9 октября 2020 года.
Организаторами конференции выступили Ассоциация IPChain, Федерация интеллектуальной собственности (ФИС), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и международный коммуникационный бренд IPQuorum. Соорганизатор и партнер модуля LegalTech – фонд «Сколково».
Специальный партнер конференции – Deloitte Legal. Партнеры конференции: Европейская юридическая служба (партнер круглого стола), юридическая компания «Зуйков и партнеры», компания «Гарант» (партнер мастер-класса), Squire Patton Boggs (партнер сессии), ALITA (международный партнер), Научно-образовательный центр интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP (образовательный партнер). Стратегическими информационными партнерами выступили портал «Право.Ru» и Евразийская конфедерация обществ правообладателей (ЕАКОП).
Международная конференция Skolkovo LegalTech – одно из крупнейших событий в сфере LegalTech в России. В 2019 году при поддержке Ассоциации IPChain и ФИС мероприятие прошло в обновленном формате под названием Skolkovo LegalTech Black Edition и объединило представителей ведущих консалтинговых компаний и мировых экспертов по трансформации бизнеса в эпоху LegalTech. В качестве спикеров выступили министр юстиции РФ Александр Коновалов (до 15 января 2020-го), уполномоченный Российской Федерации при Европейском суде по правам человека, заместитель министра юстиции Российской Федерации Михаил Гальперин, главный операционный директор Академии права Сингапура (SAL), исполнительный директор SAL Ventures Ltd Пол Нио и др. В 2019 году партнерами Фонда «Сколково» – традиционного организатора мероприятия – впервые стали коммуникационный бренд IPQuorum и журнал Forbes Russia.
IP Академия – новый образовательный формат в сфере интеллектуальной собственности, созданный на базе «Патентной школы» Сколково. IP Академия стала крупнейшим в России и странах СНГ образовательным мероприятием для широкого спектра специалистов сферы интеллектуальной собственности, наукоемких и креативных областей экономики. В 2019 году конференция собрала 1500 участников, состоялось 17 сессий и 74 мастер-класса, на которых выступили более 160 спикеров, в том числе директор представительства ВОИС в РФ Павел Спицын, руководитель Роспатента Григорий Ивлиев и др. Организаторами IP Академии стали фонд «Сколково», Ассоциация IPChain, ФИС и коммуникационный бренд IPQuorum.